«Русал» встал на колеса
Компания покупает второго производителя автодисков «Русал» активизировал экспансию в нишевом сегменте алюминиевых дисков. Вслед за красноярским СКАД компания планирует получить контроль в другом региональном производителе — компании «КиК». Сделки проходят на фоне ужесточения требований к импортерам продукции в РФ, но емкость внутреннего рынка примерно в полтора раза меньше мощностей обоих заводов, что потребует развития экспорта. «Русал» собирается приобрести «основную долю» в красноярском производителе легкосплавных автодисков ООО «КиК», сообщила компания. Сделка в стадии реализации и потребует одобрения ФАС. Входящий в «Русал» Красноярский алюминиевый завод — основной поставщик сырья для дискового завода, говорится на сайте последнего. В «Русале» подтверждают эту информацию, добавляя, что «КиК» покупает металл и у других производителей,— например, в Казахстане. Сумму и другие детали сделки в «Русале» не раскрывают, связаться с основным владельцем «КиК» Сергеем Куклиным не удалось. «КиК» создана в 1991 году, название — аббревиатура учредителей: Красноярского металлургического завода (КраМЗ, с середины 2000-х принадлежит структурам Олега Дерипаски, контролирующего «Русал») и немецкой фирмы «Комос». С 1996 года «КиК» перешла под контроль Сергея Куклина и его семьи. Производство занимает 20 тыс. кв. м на территории КраМЗа, мощности — до 2,5 млн колес в год. Выручка, по СПАРК, в 2016 году — 4,85 млрд руб., чистая прибыль — 133 млн руб. Для «Русала» это уже второе приобретение в дисковом сегменте: в апреле он получил 66,7% долей в ЛМЗ СКАД (мощность 1–2 млн колес в год) с выручкой в 2016 году 1,95 млрд руб. и убытком 180 млн руб. В «Русале» поясняют, что доля импорта алюминиевых колес на рынке РФ — свыше 50%. В сентябре глава направления по стандартизации Алюминиевой ассоциации Алексей Ефимов говорил, что в 2016 году в РФ было ввезено около 1 млн колес из Китая, и это около 90% общего импорта. Таким образом, объем всего рынка колес РФ — порядка 2 млн штук в год. Весной ассоциация просила Минпромторг обязать иностранные автоконцерны закупать в РФ алюминиевые изделия, в том числе диски. Тогда в Минпромторге говорили “Ъ”, что диски «либо уже локализованы для большинства производимых моделей, либо ведутся переговоры для организации поставки на конвейер». При этом в июле министерство разместило на сайте regulation.gov.ru законопроект «О лицензировании импорта колес из алюминия», по которому поставщики вне стран—участниц ЕАЭС должны будут получать разовые лицензии министерства на импорт в РФ. Вчера обнаружить проект на сайте не удалось, в Минпромторге и Алюминиевой ассоциации не ответили “Ъ”. В «Русале» заявили, что «совершенствование системы сертификации ввозимой продукции прежде всего направлено на снижение контрафакта, со сделками это никак не связано». Продажи новых легковых автомобилей и LCV в РФ за десять месяцев выросли год к году на 11%, до 1,28 млн машин (данные АЕБ). В Ford Sollers сообщили “Ъ”, что закупают алюминиевые диски у СКАД, добавив, что поставщик экспортирует продукцию и на европейские заводы Ford. На АвтоВАЗе тоже «большие объемы закупаются у “КиК”». Сами дисковые заводы упоминают поставки в разные годы для УАЗа (входит в «Соллерс»), Volkswagen, Mitsubishi, Peugeot-Citroen, Toyota. Но, например, «Соллерсу» колесные диски поставляет завод немецкой Mefro Wheels в Татарстане. Анатолий Джумайло, Яна Циноева