Бюджет пришел в недвижимость
Нижний Новгород ждет падения доходов от приватизации муниципального имущества Администрация Нижнего Новгорода к 2020 году ожидает снижения неналоговых поступлений в бюджет города из-за низкого спроса на муниципальное имущество. Однако городской департамент финансов прогнозирует рост налоговых сборов, что, по мнению чиновников, позволит выровнять ситуацию. Депутаты нижегородской думы предлагают форсировать работу департамента имущества, критикуя низкое исполнение планов по аукционам. Выходом из ситуации городские власти видят помощь из федерального и регионального бюджетов и развитие предпринимательства для роста налогооблагаемой базы. Комиссия думы Нижнего Новгорода по экономике рассмотрела проект муниципального бюджета на 2018 год. Как заявил директор департамента финансов городской администрации Юрий Мочалкин, доходы Нижнего Новгорода в следующем году вырастут на 2,6 млрд руб. до 28,8 млрд. При этом большая часть в структуре доходов придется на безвозмездные поступления — 15,6 млрд руб. Основную часть собственных доходов города, которые, по прогнозу, увеличатся, традиционно сформирует налог на доходы физлиц (по предварительным подсчетам, он составит 6,6 млрд руб.), поступления от использования муниципальной собственности (2,4 млрд руб.,) и налог на имущество (1,6 млрд руб.). Как рассказал Юрий Мочалкин, росту собственных доходов будет способствовать программа социально-экономического развития города и помощи начинающим предпринимателям, которая предполагает компенсацию затрат на открытие бизнеса и поручительство по кредитам. По замыслу чиновников, это позволит увеличить налогооблагаемую базу. Однако неналоговые доходы города в перспективе будут снижаться. Если в 2018 году выручка от аренды муниципальных земли и имущества увеличится на 150 млн руб., то в следующие два года рост поступлений не превысит 50 млн. Доходы от продажи имущества, подсчитали чиновники, будут падать: выгодных предложений у города все меньше и бизнес не торопится на торги. Расходы Нижнего Новгорода в 2018 году предварительно оцениваются в 29,2 млрд руб. и вырастут почти на 2 млрд к уровню 2017 года. Таким образом, дефицит бюджета составит 400 млн руб. Традиционно большая часть затрат придется на социальную сферу (18,6 млрд руб.), транспорт и дорожное хозяйство (5,9 млрд руб.) и оплату услуг ЖКХ (1,7 млрд руб.). Соизмерима с затратами на ЖКХ бюджетная статья «содержание органов местного самоуправления» — 1,3 млрд руб. На обслуживание муниципального долга города направят 750,6 млн руб. Изучив проект бюджета, председатель комиссии Дмитрий Барыкин констатировал, что экономика города находится в застое: «В 2016 году было все плохо, в 2017-м ситуация вроде бы стабилизируется. На 2018 год никакого развития абсолютно не наблюдается. Мы не можем увеличивать налоговые доходы, а неналоговые доходы как источник подошел к своему исчерпанию». Юрий Мочалкин отчасти согласился с депутатом, что «земли больше не становится», хотя мэрия постоянно ведет работу по инвентаризации имущества, но настаивал, что «работа по экономическому развитию города ведется: создаются новые рабочие места и увеличиваются налоговые поступления». Директор МП «Нижегородские бани» Николай Сатаев предложил активизировать работу комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИ и ЗР), штрафуя его сотрудников за неисполнение планов по продаже и аренде недвижимости. Он рассказал, как направил в начале ноября в КУГИ письмо с просьбой найти собственника неработающей бани на улице Волочильной в Ленинском районе, но ответа до сих пор не получил. Его поддержала замглавы администрации Нижнего Новгорода Ирина Кудрявцева, которая выступает за более жесткую работу с профильными департаментами. По ее словам, план по продаже и аренде городского имущества в 2017 году выполнен чуть более чем на 20%, и «ситуация хуже, чем в 2016 году». «Если не будут предприняты меры, состояние города ухудшится. Надо активнее развивать предпринимательство и использовать ресурсы муниципального имущества, использовать его более эффективно», — посоветовал чиновникам Дмитрий Барыкин, завершая заседание. Он надеется, что в сложившейся ситуации городу поможет рациональное использование облигационного займа на 5 млрд руб., который администрация разместит в начале декабря: «Если мы опять эти деньги потратим на текущие обязательства, на уборку снега, мы ничего не заработаем». Кроме того, в качестве одного из источников доходов Нижнего Новгорода депутаты видят перераспределение налоговых поступлений из федерального и областного бюджетов в пользу муниципалитета. Напомним, ранее городские власти заявляли, что доля доходов города, которые остаются в его распоряжении, за последние десять лет снизилась с 13,6% до 7,5%, на что правительство области всегда парировало, что и львиную долю полномочий, связанных с социальными обязательствами, несет региональный бюджет. Добавим, что ранее прокуратура Нижнего Новгорода признала работу городских властей по привлечению доходов в бюджет недостаточной: в ноябре из-за падения доходов бюджета комиссия по бюджету согласовала сокращение расходов на 2017 год на 274 млн руб. и увеличение предельного порога муниципального долга до 79% (по закону он не может быть выше 80% от доходов). Владимир Зубарев