«Лосево» взяло курс на диверсификацию
Группа компаний нацелилась на новые ниши Группа компаний «Лосево», специализирующаяся на производстве молочных продуктов, готовится провести диверсификацию бизнеса, вложив в развитие до 2022 года 2,4 млрд рублей. Для снижения доли молочной продукции в объеме производства компания собирается построить сырный завод, птичью и козью ферму, а также планирует выращивать овощи открытого и закрытого грунта. По мнению аналитиков, в условиях стагнации потребления молочной продукции освоение новых видов производства выглядит логичным. ГК «Лосево» планирует вложить в развитие в период с 2017 по 2022 год более 2,4 млрд рублей. Инвестпрограмма предприятия предполагает развитие в существующих нишах (молоко, сыры, помидоры) и выход в новые (зелень, мясо птицы, картофель, морковь). Благодаря диверсификации в компании рассчитывают снизить долю молочной продукции в общем объеме производства с 85 до 70% к 2024 году. При этом молочные продукты продолжат приносить группе большую часть выручки: через семь лет их доля должна составить 50%. Как следует из материалов компании, существующие мощности позволяют ГК «Лосево» увеличить производство молока и молочных продуктов с 5 до 21 тыс. тонн в год без капитальных вложений. Нарастить объемы производства «Лосево» также собирается за счет создания сырного завода, стоимостью 500 млн рублей и мощностью 6 тонн готовой продукции в сутки. Предприятие будет выпускать не только мягкие и полутвердые, но и твердые сыры, которые ввозились из Европы, отмечают в компании. Для создания сырного цеха ГК «Лосево» выкупила землю рядом со своим молочным заводом в Светогорске. Завершить реализацию проекта в компании рассчитывают до начала осени 2018 года. Как ожидают в компании, к 2024 году годовой объем производства сыра вырастет до 2,2 тыс. тонн и обеспечит предприятию 30–40% выручки. Группа «Лосево» была основана в 2006 году на базе обанкротившееся совхоза «Сосновая горка». Предприятие занимается производством молока и молочных продуктов, мясным животноводством, овощеводством, владеет сетью фирменных магазинов и собственной кулинарией. Доли в компаниях, входящих в «Лосево», принадлежат гендиректору ГК «Лосево» и сыну бывшего руководителя компании «ЛУКОЙЛ-Бункер» Али Беглова Эльдару, его младшему брату Наилю и Александру Мауреру. Другим перспективным направлением в ГК «Лосево» считают выращивание овощей открытого грунта и картофеля. В планы предприятия входит производство картофеля, моркови и других овощей на земельном участке в 295 га, а также строительство логистического центра для их хранения и предпродажной подготовки (мытья и упаковки). Кроме того, в компании хотят построить отапливаемые теплицы для выращивания дорогих видов томатов и зелени, работающие круглогодично. Их строительство будет проходить в три очереди, а объем инвестиций в проект составит около 1,2 млрд рублей. Еще один приоритетный пункт инвестпрограммы ГК «Лосево» — производство мяса. Сейчас в компании рассматривают вариант строительства птицефермы за 210 млн рублей. Спрос на курицу в Петербурге практически удовлетворен, но ниша более экзотического мяса (индейки, утки, перепелки) остается почти не занятой, считают в компании. Также на предприятии видят возможность для строительства козьей фермы на 2 тыс. голов. В Ленобласти существует единственное предприятие, занимающееся разведением коз, а спрос на козье молоко и мясо достаточно высокий, утверждают представители компании. Реализовывать свою продукцию предприятие намерено через торговые сети, а также собственный интернет-магазин и розницу. В компании ставят перед собой задачу расширить розничную сеть с 24 до 40–60 фирменных магазинов. Сейчас группа развивает торговые точки в трех форматах: автолавки, магазины прилавочного типа и магазины самообслуживания. Инвестиции в открытие одной точки в зависимости от формата составляют от 3 до 12 млн рублей. В условиях замедления роста доходов населения в России потребление молочной продукции стагнирует, и в этих условиях рост выручки логично обеспечить за счет более динамичных сегментов, считает глава центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. К высокомаржинальным и растущим сегментам рынка она относит производство овощей открытого грунта и картофеля, а также козоводство. «Что касается сегмента тепличных овощей, то рынок близок к насыщению по огурцам, а сегмент томатов и салатов рентабелен, если производство размещается в южных регионах России»,— подчеркивает эксперт. Ситуация, когда разведение крупного рогатого скота сочетается с птицеводством, является довольно редкой из-за разной структуры кормов и системы откорма, полагает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. По его словам в Ленобласти существует потенциал для выращивания утки, поскольку крупнейший производитель этой продукции («Донстар») находится в Ростовской области, а ее транспортировка на большие расстояния сокращает срок годности. Производство в регионе индейки эксперт называет рискованным, так как работающие в этом сегменте предприятия в Ленобласти, испытывают трудности с ее реализацией. Константин Куркин