Система Coca-Cola в РФ увеличивает инвестиции в экономику и наращивает закупки у локальных производителей
Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, крупнейшие транснациональные игроки продолжают вкладываться в российскую экономику. Так, Система Coca-Cola в России инвестировала в экономику страны $5,7 млрд за всё время присутствия в РФ. Кроме того, на Систему Coca-Cola в России приходится 25% инвестиций всей отрасли безалкогольных напитков с 2013 года, говорится в исследовании, подготовленном НИУ ВШЭ. Лаборатория экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ЛЭСИ НИУ ВШЭ) подготовила исследование, оценивающее вклад системы Coca-Cola в России в социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2013-2016 годах. В отчете НИУ ВШЭ говорится, что деятельность Системы Coca-Colа «вносит существенный вклад в создание добавленной стоимости для экономики страны как напрямую, за счёт собственного производства, так и косвенно — путём поддержки широкой сети поставщиков и клиентов по всей стране». Каждый рубль, произведённый внутри Системы, создаёт до шести рублей добавленной стоимости у поставщиков и клиентов, что оказывает существенную поддержку всей экономике в целом. В общей величине ВВП доля произведённой Системой добавленной стоимости с учётом непрямых эффектов составляет 0,3%, что равняется, к примеру, годовому бюджету на здравоохранение в России в 2015 году. Интервью с Вадимом Радаевым Также, согласно материалам исследования, компания входит в десятку крупнейших налогоплательщиков страны. При этом сумма отчислений растёт год от года: если в 2013 году Coca-Cola заплатила 9,9 млрд рублей налогов, то в 2015 — уже 11,3 млрд рублей. Отдельно аналитики подчёркивают, что каждый рубль, выплаченный Coca-Cola в виде налогов в бюджет, генерирует до трёх рублей в виде дополнительных налоговых потоков. К примеру, в 2016 году совокупные налоговые отчисления поставщиков и клиентов Системы Coca-Cola превысили 42 млрд рублей, что составило 0,4% всех налогов, уплаченных в бюджет России в 2016 году. Локальное производство Coca-Cola было запущено в 1992 году, с тех пор Система открыла десять заводов по всей стране от Санкт-Петербурга до Владивостока, став одним из крупнейших работодателей. Сейчас в компании в России трудятся более 9600 человек. Кроме того, по данным НИУ ВШЭ, одно рабочее место Coca-Cola в России создаёт до семи рабочих мест в смежных отраслях. Только за 2016 год Системой создано и поддержано более 65,8 тысяч косвенных рабочих мест. «Система Coca-Cola в России вносит свой вклад в подготовку кадрового резерва Российской Федерации и развитие профессионального и успешного молодого населения страны», — говорится в исследовании. Так, 45% сотрудников — это люди в возрасте от 20 до 29 лет, когда в среднем по стране в общей структуре занятости на них приходится 22%. Примечательно, что средняя зарплата в компаниях, входящих в Систему Coca-Cola, стабильно растёт: по итогам 2015 года она составляла порядка 64,5 тыс. рублей в месяц, а по результатам 2016 года — 74,1 тыс. рублей в месяц. По версии портала Rabota.Ru, самый привлекательный работодатель России в 2016 году — ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». Примечательно, что 90% всех прямых закупок, без учёта концентрата, в 2016 году было сделано у локальных поставщиков. С 1998 года эта доля выросла в девять раз. При этом в ключевых категориях (таких, как алюминиевые банки и стеклянные бутылки, преформы для пластиковых бутылок, сахар и ряде других) закупки у местных производителей составляют 100%. Reuters © Benoit Tessier При этом, как любая крупная международная корпорация, Система Coca-Cola уделяет внимание охране окружающей среды. Приоритетными направлениями в компании считают защиту водных ресурсов, энергосбережение, переработку отходов, управление упаковкой и борьбу с изменениями климата. В эти направления компания инвестировала 1,1 млрд рублей за последние три года. Теперь около 85% отходов системы подлежат переработке, а общее количество производимых отходов удалось снизить на 15%, благодаря внедрению новых технологических решений. Помимо инвестиций в основные фонды, компания также продолжает поддерживать социальные и спортивные проекты: в эти программы было направлено $79 млн. Наибольший объём инвестиций пришёлся на 2006-2009 годы, однако и в 2010-2016 годах компания внесла заметный вклад в развитие российской экономики, несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку и период турбулентности. «Проведённый анализ показывает, что даже в трудный период экономического кризиса Система Coca-Cola в России увеличивает объём производства, расширяет ассортимент своей продукции, наращивает прямые инвестиции в основные фонды, поддерживает высокооплачиваемые рабочие места, реализует крупные экологические и социальные программы», — отмечает Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ и руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований университета. Авторы исследования пришли к выводу, что деятельность Системы Coca-Cola в России вносит заметный вклад в реализацию задач, обозначенных в качестве приоритетных в документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года». Среди них развитие конкуренции на внутренних рынках, способствование росту предпринимательской инициативы и существенное наращивание объёма частных инвестиций, а также повышение инвестиционной и деловой привлекательности российской экономики. Опыт Coca-Cola показывает, что крупные международные компании готовы инвестировать в российскую экономику, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. При этом пример такой работы на локальным рынке свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате и значительном потенциале.