Войти в почту

Кто, если не вуз?

Про работу в нефтяной отрасли ходит много мифов. Один из наиболее устойчивых — устроиться туда трудно, и для этого обязательно нужны полезные знакомства. Но сотрудники нефтяных компаний могут сказать, что это не так: нефтяная отрасль — одна из самых динамичных, и специалисты самых разных профилей в ней остро необходимы. Но “порог входа” действительно высокий — правда, нужны не знакомства, а определенные компетенции и готовность постоянно учиться, приобретая необходимые навыки. Конкуренция за молодых инженеров, физиков, химиков и программистов в “нефтянке” значительная. Поэтому самый верный способ устроиться в нефтяную компанию — получить хорошее инженерное или математическое образование. Компании активно участвуют в этом процессе, начиная готовить молодых специалистов со школьной скамьи. В поисках талантливых ребят нефтяники запускают самые разные проекты — проводят интеллектуальные турниры, создают специальные классы, проводят экскурсии на предприятие и даже открывают свои кафедры в профильных вузах. Участие в таких проектах может быть полезно, даже если человек в итоге не увидит себя в “нефтянке” — хотя это редкость, все-таки диапазон профессий, востребованных в отрасли, чрезвычайно широк. Современное школьное образование давно перешло на рельсы ЕГЭ и в большей степени направлено на проверку знаний по предметам, чем на умение решать реальные задачи. Однако необходим и прикладной подход: ребенок должен представлять, чему именно он учится и зачем. В этом смысле любопытно изучить опыт одной из крупнейших в России компаний топливно-энергетического комплекса — «Газпром нефти». Компания с 2012 года реализует программу социальных инвестиций «Родные города». В городах присутствия в рамках этой программы запускаются образовательные, спортивные и культурные проекты. О некоторых таких образовательных инициативах рассказывает руководитель программы «Родные города» Анна Казарина. ТУРНИР «УМНОЖАЯ ТАЛАНТЫ» «Это интеллектуальный турнир для школьников на нефтегазовую тематику. В первую очередь он нацелен на регионы, где работают добывающие и перерабатывающие предприятия «Газпром нефти» (и на Санкт-Петербург, в котором расположена штаб-квартира компании). Задания для участников связаны или с разработкой месторождений, или с производством нефтепродуктов. Основная цель — дать ребятам из регионов деятельности компании возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал, выйти за рамки школьной программы. Это особенно важно для небольших городов, где нет таких возможностей, как в мегаполисах. Мы стараемся развивать в детях и личностные навыки, не связанные со знанием каких-то предметов - к примеру, умение договариваться, принимать общие решения, сотрудничать для общего результата. Именно поэтому в турнире участвуют команды из трёх человек: когда эти ребята придут на работу, им нужно будет участвовать в реализации проектов вместе со многими людьми и уметь эффективно взаимодействовать с ними. “Прокачиваем” мы и навыки подготовки выступления и презентаций, чтобы школьники умели объяснить суть своего проекта, доказать, что нашли оптимальное решение. Эти навыки пригодятся ребятам и в учёбе, и в работе, и в жизни. Среди наших вузов-партнеров – Горный и Политехнический университеты в Санкт-Петербурге, РГУ им. И.М. Губкина и МФТИ в Москве, ТюмГУ, ОмГТУ. Здесь работают базовые кафедры и магистратуры «Газпром нефти». Именно в вузах-партнерах нам легче заметить талантливых ребят, потому что наши специалисты курируют эти образовательные программы». МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ «Это всероссийская программа поддержки талантливых школьников, обладающих выдающимися достижениями в области математики и информатики. Мы организуем встречу с представителями лаборатории имени П. Л. Чебышёва, которую возглавляет Станислав Смирнов, лауреат премии Филдса – это аналог Нобелевской премии в математике. «Математическая прогрессия» и «Умножая таланты» тесно связаны. Оба проекта выявляют одаренную молодежь в регионах и предоставляют ей возможности для самореализации. Кстати, вы знали, что процент самореализации одаренных детей в России, детей, которые в принципе могут быть способны к созданию новых технологий и произведений культурного характера, не превышает 10%? Поэтому мы особо ценим оба эти проекта. «Умножая таланты» – уникальная для нашей страны инициатива, в рамках которой отбор одаренной молодежи осуществляется не на основании всероссийской олимпиады, которая «заточена» на проверку знаний по общеобразовательным предметам, а на основе подхода, проверяющего умение эти знания находить и применять. «Математическая прогрессия» же работает с классическим инструментом – олимпиадами – однако предоставляет передовые возможности для включения талантливых ребят в большую науку». ГАЗПРОМ-КЛАСС «С 2015 года в лицее №82 Петроградского района Санкт-Петербурга работает специализированный «Газпром-класс» - такое соглашение о сотрудничестве учебное заведение заключило с Научно-техническим центром “Газпром нефти”. Специализированная учебная программа «Газпром-класса» ориентирована на углубленное изучение математики, физики, химии – профильных предметов для поступления в вузы, готовящие специалистов для нефтегазовой отрасли. Кроме этого в программу включены практические курсы обучения проектной работе, в частности, решения кейсов на актуальные темы из области физики нефтяного пласта, математического моделирования в нефтяном деле, геологии. В учебном плане «Газпром-класса» предусмотрены полевые семинары, экскурсии в офисы компании и ее дочерних предприятий, лаборатории профильных университетов. Специализированные классы – большая образовательная программа, связанная с программой «Родные города». В частности, в профильном классе в Санкт-Петербурге преподают эксперты Научно-технического центра «Газпром нефти». В этом году у нашего класса был первый выпуск, сейчас в нем учится второй набор школьников. Сейчас нам сложно подводить итоги, но мы внимательно следим за тем, как дальше развиваются наши выпускники, какую магистратуру они выберут и какую профессию получат». НЕФТЕДОБЫЧА УХОДИТ В IT «Существует определённый стереотип, что «классические» нефтяники – это буровики и геологи. На самом деле в нашей компании, в том числе в Научно-техническом центре, работают и математики, и физики, и химики. Ведь современная нефтегазовая отрасль — это точное моделирование процессов, которые происходят глубоко под землёй. Сейчас различные IT-программы позволяют рассчитывать сотни тысяч вариантов, к примеру, расстановки скважин на месторождении и выбрать максимально эффективный по соотношению добычи и экономики. Чтобы создать эти программы, необходимо формировать алгоритмы, производить расчёты, понимать, какие процессы происходят в пласте. Очень часто дети просто не знают, что выучившись на физика или математика, будут очень востребованы в нашей отрасли - но это действительно так». В современном мире технологии меняются стремительно, и прикладной подход к образованию, который применяют нефтяные компании, может помочь заинтересованному ребенку стать высококвалифицированным и востребованным специалистом. Главное - не упускать эти возможности.

Кто, если не вуз?
© Naked-Science.ru