Господдержка выходит в тираж
Участники рынка просят вернуть субсидии на дистрибуцию периодики Для снижения тарифов на распространение прессы «Почте России» необходимо выделить около 18 млрд руб. в 2018–2020 годах, полагает Ассоциация распространителей печатной продукции. В Минкомсвязи пока не обсуждают возврат субсидий на дистрибуцию периодики. Сокращение подписных тиражей в министерстве связали с ростом потребления цифровой информации. Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) попросила правительство дотировать «Почту России» для сдерживания подписных тарифов, следует из письма АРПП председателю правительства Дмитрию Медведеву от 30 октября. Субсидии в размере 18,54 млрд руб. должны компенсировать потери «Почты России» от снижения тарифов: в 2018 году ассоциация просит выделить 6 млрд руб., в 2019 году — 6,18 млрд руб., а в 2020-м — 6,36 млрд. Такие субсидии помогут «Почте России» покрывать свои убытки при снижении тарифов на доставку наполовину, поясняет председатель правления АРПП Александр Оськин. Субсидирование «Почты России» было отменено в 2014 году, с тех пор тарифы на распространение подписных изданий выросли на 250%. «Сейчас с коммерческой точки зрения “Почта России” логично поднимает цены на доставку, но с социальной точки зрения это катастрофа»,— сетуют в АРПП. Это не первая попытка АРПП вернуть госдотации: подобные просьбы ассоциация направляет в различные ведомства практически с момента отмены субсидий. Сами субсидии были введены в 2008 году, и тогда же доля подписки в общих тиражах стала расти: в 2007 году она составляла 27%, а в 2013-м — уже 36%, указывали в АРПП. Пресса по подписке уже стоит дороже, чем в рознице, «хотя это немыслимо, потому что люди подписываются как раз из-за низкой цены», рассуждает господин Оськин. «Таким образом, жители отдаленных регионов с небольшим количеством киосков, по сути, вообще не могут получать прессу»,— констатирует он. При этом Россия остается чуть ли не единственной страной, где не субсидируется подписка: подобные дотации есть и в США, и в Европе, и в азиатских странах. В Минфине указали, что в 2018 году соответствующие субсидии для «Почты России» не предусмотрены. Планированием подобных расходов занимается Минкомсвязь, и ведомство не делало заявку на дотации. Снижение подписки — это объективный процесс, он связан в том числе с тем, что все больше людей потребляют информацию не в печатном виде, а в цифре, говорит заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин. По его словам, в министерстве сейчас не обсуждается возврат субсидий «Почте России» на дистрибуцию периодики: «Если мы говорим о поддержке, то нужно понимать, за чей счет она будет происходить. В бюджете нет 6 млрд руб. на удержание подписной цены — в этой связи мы уже несколько лет не закладываем средства на подобные расходы». При этом, отмечает господин Волин, несмотря на рост подписных тарифов, есть СМИ, у которых подписные тиражи не уменьшаются, но даже растут: все зависит того, интересно ли потребителю конкретное СМИ. По данным АРПП, после отмены государственного субсидирования доставки прессы подписные тиражи упали более чем на 40%. В среднем за полугодие снижение подписки составляет 5–7%. В 2017 году объем российского рынка периодической печати сократится на 7%, до 76,4 млрд руб. Из них доходы от подписки составят 17,2 млрд руб., снижение к уровню 2016 года оценивается в 5%. «Дотирование почтовых тарифов — это рутинная процедура для многих стран, в этом нет ничего технологически сложного»,— подтверждает гендиректор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Он называет возврат субсидий «Почте России» вполне реальным, «если будет политическое решение президента». Предполагаемый объем дотаций, по его оценке, «это небольшие в масштабах страны средства». У «Комсомольской правды» по подписке сейчас реализуется 15% тиражей, доходы от нее составляют 200–300 млн руб. Елизавета Макарова