«Ростех» выходит на пенсию
Госкорпорация станет акционером НПФ АвтоВАЗ «Ростех» форсирует объединение негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в периметре госкорпорации: он покупает 100% акций АО НПФ АвтоВАЗ, следующий вероятный шаг — слияние с НПФ «Роствертол» и НПФ «Первый промышленный альянс». Создание единого игрока с активами более 10 млрд руб. позволит сэкономить на риск-менеджменте и выполнении регуляторных требований. При этом продать объединенный фонд на текущем рынке «Ростеху» вряд ли удастся — на фоне смутных перспектив отрасли активность покупателей заметно просела. О ходатайстве «Ростеха» на покупку 100% акций НПФ АвтоВАЗ сообщается на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Сейчас единственный акционер НПФ АвтоВАЗ — АО АвтоВАЗ, одним из крупнейших собственников которого является «Ростех». Как сообщили в «Ростехе», сделка должна быть закрыта в первом квартале 2018 года, денежных расчетов она не предполагает. «Объединение НПФ позволит сократить издержки и оптимизировать работу корпоративного НПФ “Ростех”, при этом увеличив масштаб бизнеса. Детали итоговой конструкции будут прорабатываться совместно с экспертами, которые выиграют конкурс по проведению комплексной экспертизы пенсионных фондов корпорации»,— пояснили в «Ростехе». Решение о консолидации трех фондов стало следующим шагом после того, как в конце августа «Ростех» разместил на сайте госзакупок заказ комплексной экспертизы НПФ в периметре госкорпорации (наряду с НПФ АвтоВАЗ это НПФ «Роствертол» и НПФ «Первый промышленный альянс»). В частности, госкорпорация хотела проанализировать «структуру, качество и ликвидность активов фондов, зависимость от операций со связанными сторонами и крупнейшими партнерами, оценку налоговых рисков, судебной практики, взаимодействия с Банком России и ряда других параметров» (см. “Ъ” от 1 сентября). Подчеркивалось, что ни один из сценариев не должен ухудшить положение клиентов фондов — по итогам полугодия, накопления в них формировали около 50 тыс. человек, в корпоративных программах участвовали более 117 тыс. человек. Позже появился еще один запрос от «Ростеха» — на определение рыночной стоимости акций его пенсионных фондов. На 1 июля 2017 года активы НПФ АвтоВАЗ составляли 2,4 млрд руб., НПФ «Роствертол» — 2,18 млрд руб., НПФ «Первый промышленный альянс» — 6,24 млрд руб. Фонды инвестируют консервативно, отдавая предпочтение госбумагам, корпоративным облигациям и депозитам. Лучшие результаты по инвестированию накоплений и резервов (на уровне 10% годовых по полугодию) демонстрирует НПФ «Первый промышленный альянс», доходность НПФ АвтоВАЗ и НПФ «Роствертол» скромнее, на уровне 7,5% годовых. Консолидация — один из основных трендов на рынке НПФ, свои активы уже объединили несколько крупнейших игроков, например НПФ «Сафмар», НПФ «Будущее», НПФ «Газфонд пенсионные накопления». «Держать инфраструктуру и капитал на нескольких фондах в условиях растущего пресса административных и регулятивных издержек бессмысленно и дорого»,— поясняет управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Консолидация позволит объединить службы внутреннего контроля и аудита, финансовый мониторинг, риск-менеджмент, говорит исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. Разовые затраты на консолидацию окупаются в течение одного-двух лет в зависимости от размеров фондов, добавляет глава НПФ «Будущее» Николай Сидоров. На горизонте двух лет экономия для фондов, не занимающихся розничным привлечением, может достигать 50% от операционных расходов присоединяемых фондов, добавляет гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко. С учетом ужесточения регуляторных требований и тренда на снижение доходности размещений стабильно зарабатывать смогут фонды с активами от 7 млрд руб., отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Но продать такой фонд можно скорее в среднесрочной перспективе, уточняет генеральный директор АО «НПФ “Согласие”» Александр Вьюницкий: консолидированный НПФ будет стоить дороже, но сейчас на рынке затишье. Павел Аксенов