«Трансаэро» признали банкротом
Спустя почти два года с момента остановки полетов «Трансаэро» авиакомпания окончательно признана банкротом, конкурсное производство продлится полгода. Сейчас требования кредиторов составляют 329 млрд руб., и сумма может увеличиться, поскольку реестр еще не закрыт. Но погасить требования кредиторов в рамках банкротства явно не удастся. Ликвидного имущества у «Трансаэро» осталось крайне мало — лишь девять самолетов, причем о местонахождении семи из них ничего не известно.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал авиакомпанию «Трансаэро» банкротом и ввел на шесть месяцев в ней процедуру конкурсного производства, сообщил ТАСС. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, рассказал, что на заседании суда в Петербурге присутствовали порядка 15–20 представителей кредиторов, которые единодушно утвердили нового конкурсного управляющего — вместо Михаила Котова им стал Алексей Белокопыт из Евросибирской СРО арбитражных управляющих.
В ходе заседания представитель господина Котова сообщил, что при анализе деятельности перевозчика были выявлены признаки преднамеренного банкротства.
По его словам, финансовые проблемы «Трансаэро» начались еще в 2012 году, когда ухудшилось ее финансовое состояние, была искажена бухгалтерская отчетность, переоценены активы. С того же времени финансирование перевозчика «велось за счет кредитно-денежных средств», хотя уже тогда следовало «обращаться с заявлением о банкротстве», отметил представитель. С начала процедуры наблюдения в «Трансаэро» существенно снизились активы: баланс по итогам 2015 года составил более 73 млрд руб., а в 2016 году — 67 млрд руб. Представитель «Трансаэро» сообщил, что сейчас в компании числятся 730 работников, но большинство из них в долгосрочных отпусках. Фактически работают 65 человек в юридическом, кадровом, финансовом, экономическом и бухгалтерском отделах.
В сентябре 2015 года «Трансаэро» — вторая по величине авиакомпания — не смогла справиться с финансовыми трудностями и попросила о помощи правительство. В качестве одного из вариантов спасения компании рассматривалась покупка «Аэрофлотом» 75% плюс 1 акции «Трансаэро» за 1 руб., но сделка не состоялась. До конца октября силами «Аэрофлота» и других авиакомпаний было вывезено почти 2 млн пассажиров «Трансаэро». По итогам внеплановой проверки финансово-экономического состояния перевозчика Росавиация 26 октября аннулировала сертификат «Трансаэро», что окончательно остановило ее деятельность. Поводом для проверки называлось ухудшение безопасности полетов, финансовых показателей и возбуждение дела о банкротстве. Комиссия Росавиации тогда единогласно пришла к выводу, что «Трансаэро» больше не может самостоятельно обслуживать и погашать задолженность, которая в июне 2015 года оценивалась более чем в 260 млрд руб. (с учетом лизинговых платежей). Но кредиторы некоторое время еще вынашивали планы возрождения перевозчика.
В ходе заседания был поднят вопрос о наиболее ликвидном имуществе «Трансаэро». Как выяснилось, в собственности авиакомпании находились лишь девять самолетов (остальные были взяты в лизинг). Пока известно местонахождение только двух судов: один самолет арестован за долги в Гонконге, второй находится на Украине. Собеседник “Ъ” поясняет, что все самолеты покинули РФ по временным разрешениям, но с учетом того, что они зарегистрированы в иностранном реестре, определить их судьбу «пока не представляется возможным».
Руководитель практики по банкротству адвокатской консультации «Павлова и партнеры» Сергей Левичев говорит, что поскольку имущества перевозчика, очевидно, не хватит для удовлетворения всех требований кредиторов, то еще одним способом решения проблемы могло бы стать замещение активов, когда на основе ликвидного имущества должника создаются новые АО, кредиторы становятся акционерами, возобновляется операционная деятельность, за счет которой можно покрыть долги.
В ноябре 2016 года сообщалось о деталях плана, который предполагал конвертацию долгов авиакомпании в акции кредиторов. Предполагалось, что деятельность «Трансаэро» может быть возобновлена в случае решения Арбитражного суда в пользу авиаперевозчика. Источник “Ъ” в «Трансаэро» сообщил, что в конкурсном производстве как арбитражный управляющий, так и кредиторы могут рассмотреть вопрос выделения активов на любом собрании кредиторов. Сейчас комитет кредиторов «Трансаэро» состоит из пяти членов: по два от ВТБ и «ВЭБ Лизинга», один — от «Газпромнефть Аэро». По словам собеседника “Ъ”, действующий менеджмент «Трансаэро» «уже провел инвентаризацию», сэкономив время для принятия решения.
Источник “Ъ” отметил, что ликвидное имущество «можно реализовать, но его хватит только для первой и, возможно, второй очереди кредиторов». В них преимущественно стоят сотрудники авиакомпании с минимальными долгами по выходным пособиям, а также налоговые платежи. На удовлетворение остальных претензий имущества вряд ли будет достаточно. Представитель управляющего сообщил, что включенные требования кредиторов составляют 329 млрд руб. Хотя еще в мае сумма требования составляла 215,7 млрд руб. Господин Левичев пояснил “Ъ”, что реестр требований кредиторов еще не закрыт и в ходе процедуры конкурсного производства будут включены новые кредиторы.
Наибольшая сумма заявленных требований относится к лизингодателям. Так, задолженность перед пятью зарубежными лизингодателями составляет 42 млрд руб. Взыскивать долги по суду также будут основные банки-кредиторы «Трансаэро». Из реестра следует, что долг авиакомпании перед Газпромбанком составляет 13,6 млрд руб., перед Новикомбанком — 8,7 млрд руб., МКБ — 7,8 млрд руб. Сбербанком — более 7 млрд руб., Абсолют-банком — 5 млрд руб. В ВТБ (долг — 2,6 млрд руб.) сообщили, что «намерены добиваться возврата долга всеми доступными методами в соответствии с законодательством». Задолженность «Трансаэро» за топливо — 4 млрд руб. перед «РН-Аэро» «Роснефти» и 6 млрд руб. перед «Газпромнефть Аэро». В число кредиторов также был вписан Минюст Украины, подавший иск от имени Госавиаслужбы Украины, оштрафовавшей «Трансаэро» за несогласованные полеты в Крым и в его воздушном пространстве за три месяца полетов в 2014 году на 114 млн руб.