Кино готовится к кассовому провалу
В отрасли оценили потери от законопроекта Минкульта Готовящееся Минкультом повышение цен на прокатные удостоверения для кино приведет к падению кассовых сборов в стране на 7%, то есть на 3,5 млрд руб. в год, подсчитали аналитики «Невафильм Research». Число дистрибуторских компаний и выходящих в прокат фильмов, особенно отечественных, при этом сократится в разы. Государство должно пробовать разные протекционистские меры, настаивают сторонники инициативы. Аналитическая компания «Невафильм Research» оценила последствия принятия законопроекта Минкультуры, согласно которому выход любого фильма, у которого окажется больше 100 сеансов в кинотеатрах, будет стоить 5 млн руб. вместо действующих 3,5 тыс. руб. Проект был опубликован в конце августа. С его помощью чиновники предполагают очистить прокат от «низкопробных» западных картин и ежегодно собирать в Фонд кино 2,2 млрд руб. для поддержки отечественного кинематографа, из них 1,4 млрд руб. с иностранных фильмов. Но прокатчики не будут показывать кино себе в убыток, констатируют аналитики «Невафильм Research». Число релизов значительно снизится, и, как следствие, вместо ожидаемых 1,4 млрд руб. с иностранных фильмов Фонд кино получит в лучшем случае 620 млн руб., а в худшем — 415 млн руб., «совсем небольшую сумму, которая по традиции распределится между одними и теми же отечественными студиями—лидерами кинопроизводства». Аналитики спрогнозировали модель развития ситуации в случае, если бы 5 млн руб. взимались уже с начала 2016 года, и рассчитали два возможных сценария. Оптимистичный подразумевает, что фильмам для окупаемости надо будет собрать всего 20 млн руб., пессимистичный — 50 млн руб. Собеседник “Ъ” среди независимых прокатчиков говорит, что реально можно обсуждать только планку в 50–60 млн руб.: дистрибутор зарубежного кино платит НДС и при сборах в 50 млн руб. получает 20 млн руб. За вычетом предлагаемых 5 млн у него останется 15 млн руб.— это «фактически минимальная сумма, необходимая на выпуск картины в прокат». При наиболее вероятном пессимистичном сценарии большинство независимых дистрибуторов закроются, перестав выпускать в том числе отечественные фильмы, считает «Невафильм Research». Число прокатчиков сократится в девять раз, до семи монополистов; кассовые сборы снизятся на 7%, до 47,5 млрд руб., а число релизов — на 72%, до 115 в год, при этом российских — на 74%, до 32 в год. В отсутствие независимых дистрибуторов продюсеры отечественных фильмов будут вынуждены выпускать их самостоятельно либо договариваться с мейджорами на менее выгодных условиях. Собеседник “Ъ” в одной из крупнейших киносетей соглашается, что сборы в 5 млн руб. губительны для кинопроката. «Фильмов станет меньше — мы будем катать блокбастеры по нескольку месяцев»,— рассуждает он. На российские киноэкраны в прошлом году вышло 486 релизов, из них 345 — иностранные. При этом лишь 94 иностранных фильма собрали больше 50 млн руб. Возможное закрытие дистрибуторов волнует не так сильно, как то, что российские фильмы не смогут выйти на экраны, рассуждает гендиректор киностудии RWS Юрий Сапронов. Но проблема в том, что все критикуют предложения Минкульта, не предлагая альтернативных мер по поддержке российского кино, подчеркивает он. «Если взять опыт, например, Южной Кореи, он показывает, что протекционизм и квотирование голливудских фильмов работают и развивают внутренний рынок. Нужно пробовать разные меры, и если через год Минкульт увидит, что повышение стоимости прокаток не работает, можно его отменить и попробовать что-то еще»,— рассуждает продюсер. Анна Афанасьева, Елизавета Макарова