Первое собрание кредиторов «Трансаэро» прошло 6 сентября в Санкт-Петербурге в конгресс-холле «Васильевский», спустя 21 месяц после введения в некогда втором российском авиаперевозчике процедуры наблюдения. Пришли кредиторы, контролирующие 93,87% долгов компании (в реестр включены требования на 250 млрд руб.). 93,1% проголосовали за введение в «Трансаэро» конкурсного производства (распродажа активов) и против финансового оздоровления (возобновления деятельности), рассказали два сотрудника банков-кредиторов. «Арбитражный суд вводит конкурсное производство по решению собрания кредиторов. Правом самостоятельно определять дальнейшую процедуру банкротства суд не наделен», – отметил партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Следующее заседание Арбитражного суда Санкт-Петербурга по банкротству «Трансаэро» состоится 12 сентября. Компания прекратила деятельность 26 октября 2015 г., когда Росавиация аннулировала ее сертификат эксплуатанта. 16 декабря того же года в ней введено наблюдение. Назначенный после этого гендиректором Александр Бурдин предлагает кредиторам создать, выделив в нее часть активов «Трансаэро», новую авиакомпанию, которая за счет деятельности сможет вернуть им часть долга. Новых займов согласно плану Бурдина на начало деятельности не потребуется – средства будут получены от продажи выделенных активов. «На стадии наблюдения план менеджмента должны были бы одобрить совет директоров и акционеры – в конкурсном же единоличным исполнительным органом становится конкурсный управляющий, а функции акционеров, по сути, переходят к собранию кредиторов», – говорит представитель «Трансаэро». «Такая сделка возможна в конкурсном производстве, для нее достаточно простого большинства голосов на собрании кредиторов. В процедуре наблюдения это было бы мировым соглашением, в случае с «Трансаэро» потребовалась бы слишком сложная процедура согласований», – согласен управляющий партнер коллегии «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Ковалев. «Когда суд утвердит результаты собрания кредиторов, возрождение перевозчика в чистом виде будет невозможно. Единственный вариант – это замещение активов, когда на базе ликвидного имущества должника создается новое (новые) АО (как предлагает менеджмент)», – говорит руководитель практики по банкротству коллегии «Павлова и партнеры» Сергей Левичев. На собрание кредиторов вопрос о выделении активов в новую авиакомпанию может быть вынесен после инвентаризации имущества, она должна завершиться в течение 2–3 месяцев, продолжает представитель «Трансаэро». В случае распродажи активов кредиторы смогут вернуть в лучшем случае по 2–3 коп. на каждый рубль долга, напоминает он. Банкам-кредиторам было сделано это предложение, со всеми проводились встречи, давались ответы на вопросы, говорит он. Представители Альфа-банка, ВТБ, ВЭБа, Газпромбанка, МКБ, «МТС банка», Новикомбанка, Промсвязьбанка, Россельхозбанка и Сбербанка не ответили на вопрос «Ведомостей», будут они за или против новой авиакомпании. «В направленном нам предложении не было никакой конкретики: ни бизнес-плана, ни расчета допфинансирования, оно носило рамочный характер», – говорит представитель «Абсолют банка». Арбитражный управляющий Михаил Котов сообщил кредиторам на собрании, что обнаружил признаки преднамеренного банкротства «Трансаэро». Об этом сообщил человек, близкий к одному из кредиторов. Сами признаки Котов называть не стал. Но добавил, что по части сделок еще нужно провести экспертизу, к тому же анализ был затруднен тем, что ему не была представлена часть документов, добавил собеседник «Ведомостей». Эти материалы арбитражный суд обязан передать в правоохранительные органы вместе с заявлением о возбуждении уголовного дела, говорит Ковалев. Руководство и акционеры компании, если будут признаны виновными в преднамеренном банкротстве, могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам «Трансаэро» в пределах причиненного ущерба, поясняет он. Гендиректором «Трансаэро» до банкротства была Ольга Плешакова, она же с супругом Александром Плешаковым и свекровью Татьяной Анодиной контролировала компанию, на конец 2016 г. акциями в семье владел только Плешаков (59,48%). «Рассматривать привлечение акционеров «Трансаэро» к субсидиарной ответственности возможно по итогам изучения финансового анализа и формирования конкурсной массы. Банк продолжит добиваться полного возврата денежных средств всеми доступными способами в соответствии с законодательством», – уверяет представитель ВТБ. О том, что кредиторы подозревают у «Трансаэро» финансовые нарушения и владельцы должны отвечать по ее долгам, впервые публично заявил «МТС банк» (долг перед ним – 4,1 млрд руб.) суду Южного округа Флориды. Банк попросил у суда обязать Плешакова и бывшего первого заместителя гендиректора «Трансаэро» Александра Криничанского раскрыть информацию об их активах – 6 июля 2017 г. суд выдал соответствующий приказ. В России преследовать супругов Плешаковых кредиторы еще не пытались.