Войти в почту

С полным погружением в интернет

Рынок языкового обучения переходит в онлайн К 2021 году объем российского рынка языкового обучения для взрослых может сократиться на 8,2% к уровню 2016 года — до 24,6 млрд руб. Эксперты объясняют это как предстоящим падением численности населения, так и меньшим средним чеком на обучение в онлайне, доля которого за эти годы вырастет с 5,8% до 15,9%. Участники рынка согласны, что она будет увеличиваться, но рассчитывают и на общий рост рынка. В 2016 году объем российского рынка языкового обучения составил 26,8 млрд руб., из которых 5,8% приходилось на онлайн-сегмент, говорится в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» (есть у “Ъ”). Его подготовили «Нетология Групп», Фонд общественного мнения, East-West Digital News, digital-платформа VB Profiles, Фонд развития интернет-инициатив, Высшая школа экономики и comScore. Оценка проводилась для аудитории 25–64 лет, школьники и студенты из расчетов исключены. К 2021 году объем рынка может сократиться до 24,6 млрд руб. из-за демографической ямы и роста до 15,9% доли онлайн-сегмента, где средние чеки по-прежнему заметно ниже по сравнению с обучением офлайн. Сейчас ежемесячный чек за услуги по языковому обучению в офлайне составляет около 4 тыс. руб., в онлайне — 2 тыс. руб. Общии? размер аудитории рынка составляет 2% населения страны, или больше 1 млн человек, подсчитали авторы. Доля онлайн-аудитории оценивается в 11% всех изучающих. Из них 63% учатся только онлайн, 37% — в смешанных форматах. «Широкое распространение получили индивидуальные занятия с репетиторами по Skype, также немало самостоятельно обучающихся с помощью приложений и интернет-сервисов»,— указывают авторы. 89% занимаются английским языком, 10% — немецким, 4% — французским, 3% — китайским, по 2% — итальянским и испанским. Большинство осваивают языки в прикладных целях: для путешествия за границу, продвижения в карьере и т. д. «Идею непрерывного изучения иностранного языка как базовой образовательной потребности разделяет и претворяет в жизнь лишь малая доля учащихся»,— следует из отчета. В числе основных барьеров развития рынка эксперты отмечают слабую вовлеченность и низкую мотивацию большей части аудитории, главным образом в сервисах для самостоятельного обучения. Точки роста, по их мнению, связаны с растущим спросом со стороны корпоративных клиентов. Кроме того, эксперты отмечают прирост пожилой и молодой аудитории. «Одна из самых перспективных целевых групп языковых онлайн-сервисов — сегодняшние школьники. Под них будут создаваться отдельные решения, в том числе с более изощренной геймификацией»,— говорится в исследовании. С оценками согласны не все участники рынка. Так, управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский не видит предпосылок для сокращения рынка. «Было некоторое падение на фоне общего кризиса в 2014 году, но сейчас таких тенденций не заметно,— считает он. -- По нашим прогнозам, к концу 2018 года только Skyeng будет занимать около 10% общего рынка языкового обучения, а в сумме с остальными игроками доля онлайна должна стать еще больше. Кроме того, на примере нашей школы среднее время обучения в онлайне активно растет: с трех-четырех месяцев в 2015 году до восьми-девяти в 2017-м». Директор по маркетингу и монетизации LinguaLeo Владимир Алешин добавляет, что основными составляющими в создании продукта в сегменте языкового обучения сейчас стали blended learning (смешанное образование), lifelong learning (образование, которое необходимо получать в течение всей жизни), носимые устройства, дополненная реальность и персонализированное обучение на основании Big Data о пользователях. Роман Рожков

С полным погружением в интернет
© Коммерсант