Электровелосипед от Академии наук: 30 км/час и батарея на багажнике
МИНСК, 29 авг — Sputnik. На заводе "Оптрон" уверяют, что первый патент на мотор-колесо был выдан именно белорусам еще в 2004 году, когда электровелосипедов на рынке еще не было. Но вот накопитель энергии тогда стоил слишком дорого, так что речь о запуске производства таких велосипедов не шла. Зато теперь механизм доработали, и созданное на "Оптроне" мотор-колесо превратило велосипед "Аист" в современный экологичный транспорт. Sputnik побывал на заводе и следом за правительственной делегацией протестировал первый белорусский электровелосипед. Педаль в пол Первым на электровелосипеде проехал председатель Государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин. Заместитель премьер-министра Владимир Семашко, накануне освоивший электромобиль, сесть на электровелосипед не решился, зато его помощница изобретение оценила. До конца года изобретение обещают доработать, и освоить вождение на электро-велосипеде, собранном на базе "Аиста", смогут уже все желающие. "Нам удалось получить уникальный привод, который вписывается в минимальные габариты: у него высокий КПД и нет проблемы с отводом тепла даже при больших мощностях. Проблемы на Минском мотовелозаводе обострились, а мировой опыт демонстрирует тенденцию отказа от двигателей внутреннего сгорания, и мы буквально за месяц приняли решение разработать конструкцию электроколеса и использовать его в велосипеде "Аист", — рассказал директор завода "Оптрон" Николай Янкевич. Разобравшись с велосипедом, на заводе планируют наладить выпуск скейтбордов, гироскутеров, трехколесных велосипедов с электроколесами. Здесь мечтательно рассказывают о том, как трехколесные электровелосипеды будут колесить по белорусским деревням, помогая перевозить мешки картошки. Впрочем, городской житель изобретение оценит не меньше. "Фактически мы представляем городской велосипед-тренажер. Сейчас разрабатывается программное обеспечение для этого велосипеда. Речь не о велосипеде, а об интеллектуальной системе: едете по велодорожке, но хотите увеличить нагрузку — включаете нужный режим, устали — ставьте другой режим и не крутите педали. К тому же, велосипед можно привязать к смартфону и фитнес-трекеру, узнать свою среднюю скорость и количество пройденного пути, или следите за тем, где катается на велосипеде ваш ребенок по карте. А зимой его можно поставить на балкон и заниматься как на тренажере", — рассказал директор "Оптрона". Директор завода "Оптрон" Николай Янкевич Мотор-колесо разработали в течение месяца и без государственных вложений. Сейчас главной сложностью остается решение вопроса с источником питания. Чаще всего в электровелосипедах используют литиевые накопители, но стоят они недешево. Сейчас в Институте твердого тела при Академии наук идет работа над созданием суперконденсата, накопителя энергии, основанном на графене, преобразованном углероде, перезаряжать который можно будет на протяжении 10 лет. В Институте предполагают, что уже к концу года разработка будет готова, и весить такой накопитель будет не четыре килограмма, как батарея, которую сейчас приходится возить на багажнике, а всего триста грамм. В таком случае батарею не придется возить на багажнике, как сейчас, а можно будет спрятать в раме, так, что велосипедист ее даже не заметит. На заводе "Оптрон" разработали первый белорусский электровелосипед Все системы встроены в колесо Завести одной кнопкой Белорусское колесо надежнее большинства тех, которые используют в китайских электровелосипедах. Крепления для смартфона будут установлены на велосипеде, а все датчики спрятаны внутри колеса. Там же будет небольшой аккумулятор (порядка 4 миллиампер) для пользователя, который ездит на небольшие расстояния, такого источника питания будет достаточно для этих поездок и не придется всякий раз подзаряжать батарею. Колесо соединяется с телефоном через блютуз. Литионная батарея, которую используют в велосипеде сейчас, весит 4,5 килограмма, еще одиннадцать кило — мотор-колесо. Но такой нелегкий велосипед оказывается вполне легким в эксплуатации. Блок управления велосипедом Если не уверены в своей способности быстро освоить новый транспорт, можете нажать на специальную кнопку, которая заставит велосипед ехать с неизменной скоростью 6 км/час. А уж после можно крутить рукоятку и выжимать скорость до 36 км/час. Ехать с такой скоростью можно почти тридцать километров. "Навыки придется приобрести, даже у нас во время испытаний случались эксцессы. Но пять-семь минут тренировок — и вы поборете желание крутить педали", — смеются на "Оптроне". Мотор расширяет возможности владельца велосипеда, уверены разработчики. Разработчики изучили отзывы на китайские электровелосипеды средней стоимости и обнаружили достаточно негативных отзывов — мотор может барахлить, и хорошо, если не на полной скорости. На "Оптроне" пообещали, что с белорусским велосипедом такого не случится. Батарея для электровелосипеда весит 4,5 кг На заводе проанализировали и потребность рынка. Оценку серийности производства пока не делали, в целом белорусский рынок велосипедов требует порядка полутора миллионов экземпляров в год. Еще 125 тысяч человек уже имеют велосипеды, и они тоже потенциальные клиенты. Когда будет понятно, какую потребность испытывает рынок именно в электровелосипедах, будет ясно, сколько будет стоить один экземпляр.