АКРА присвоило «ТрансФин-М» рейтинг «А-(RU)»

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство присвоило ПАО «ТрансФин-М» — специализированной лизинговой компании, ориентированной на предоставление услуг финансового лизинга транспортных средств, преимущественно железнодорожной техники, — кредитный рейтинг «А-(RU)» со «стабильным» прогнозом. Как поясняется в релизе АКРА, кредитный рейтинг компании обусловлен умеренной оценкой ее собственной кредитоспособности (ОСК) и высокой вероятностью экстраординарной поддержки со стороны фактической материнской организации — НПФ «Благосостояние», крупнейшего пенсионного фонд ОАО «РЖД». Лизинговая компания обладает высоким уровнем кредитоспособности в сравнении с другими эмитентами в РФ. По мнению АКРА, в случае необходимости НПФ «Благосостояние» способен предоставлять компании как краткосрочное, так и долгосрочное финансирование (через покупку новых облигационных выпусков либо рефинансирование/реструктуризацию существующих) в значительном объеме, а также осуществлять вливание капитала. В этой связи к уровню ОСК «ТрансФин-М» добавлены три ступени. Адекватная оценка бизнес-профиля обусловлена сильными рыночными позициями компании в сочетании с высокой концентрацией и преимущественно кэптивным характером бизнеса. «ТрансФин-М» является одной из крупнейших лизинговых компаний, входя в число лидеров на рынке лизинга железнодорожного транспорта, а также выступает крупным оператором парка вагонов через ряд аффилированных структур, напоминают в АКРА, но делают оговорку, что «концентрация лизингового портфеля на одном сегменте (на железнодорожный транспорт приходится 89% лизингового портфеля) делает рыночные позиции компании и ее операционный доход менее стабильными на долгосрочном горизонте». «Дополнительным источником риска выступает низкая диверсификация лизингового портфеля по клиентам (доля десяти крупнейших лизингополучателей — 81%), большинство из которых (78% лизингового портфеля) являются компаниями, связанными с «ТрансФин-М» либо НПФ «Благосостояние». При этом кэптивный характер позволяет частично сгладить волатильность бизнеса в периоды ухудшения ситуации в железнодорожном сегменте за счет перераспределения парка вагонов в пользу аффилированных структур (собственные операторы вагонного парка, АО «ФГК»)», — отмечается в релизе. Там также говорится, что у компании «адекватный буфер абсорбции убытков сочетается со значительными возможностями по внутренней генерации капитала». «ТрансФин-М» обладает хорошим запасом по капиталу: на конец июня 2017 года показатель достаточности капитала составил около 15%. До конца 2017-го планируется увеличение уставного капитала на сумму порядка 6,6—6,8 млрд рублей. Качество лизинговое портфеля компании аналитики считают приемлемым: на конец июня 2017 года доля проблемной и потенциально проблемной (в терминах методологии АКРА) задолженности составила порядка 4% лизингового портфеля (включая долю договоров с просроченными более чем на 90 дней платежами — 0,4%). Диверсификация обязательств компании по источникам признается удовлетворительной: в основном они сформированы кредитами банков (52%) и долговыми ценными бумагами (42%). При этом крайне высока зависимость фондирования от материнской организации. Также отмечается удовлетворительная позиция компании по ликвидности. В базовом сценарии АКРА (с учетом планов «ТрансФин-М» по увеличению лизингового бизнеса) компания имеет незначительный положительный запас денежных средств по итогам каждого квартала на горизонте 12—24 месяцев (прогнозный коэффициент текущей ликвидности немногим выше 1). Потребность в значительном рефинансировании текущих обязательств на указанном горизонте отсутствует. В стрессовых сценариях АКРА потребность в привлечении экстренной ликвидности умеренная (показатель дефицита текущей ликвидности не превышает 10% на горизонте 12—24 месяцев). Источники экстренной ликвидности ограничены и в значительной степени сконцентрированы в рамках структур материнской компании, добавляют в АКРА.