«Сибмост» обходят в суде
Компания может лишиться госконтракта на строительство Восточного объезда Новосибирска «Сибмост» может лишиться госконтракта на строительство первого этапа Восточного обхода Новосибирска. Федеральное управление автомобильных дорог (ФУАД) «Сибирь» пытается через суд добиться от компании обеспечения исполнения контракта на 2 млрд руб. Общая стоимость работ превышает 10,3 млрд руб. В том случае, если «Сибмост» не предоставит гарантию, договор с ним может быть расторгнут, а по объекту будут проведены повторные торги, предупреждает ФУАД. Эксперты рынка не исключают, что сделка по вхождению Сбербанка в уставный капитал «Сибмоста» будет отложена до устранения риска потери крупного госконтракта. В новосибирском арбитраже рассматривается иск Федерального управления автодорог «Сибирь» («Сибуправтодор») к компании «Сибмост». Управление через суд потребовало от мостостроителя обеспечить исполнение госконтракта на 2,08 млрд руб. «Речь идет о контракте на строительство первого этапа Восточного обхода Новосибирска. Общий объем работ, который по договору обязалось выполнить АО „Сибмост“,— 10,3 млрд руб. Гарантия предоставляется на срок исполнения контракта»,— пояснил „Ъ“ заместитель начальника «Сибуправтодор» Андрей Кебак. Восточный обход Новосибирска соединит Северный обход с федеральной трассой М-52. Общая его протяженность — около 80 км. Дорогу планируется построить в четыре этапа. Строительные работы на первых 20 км начались в 2013 году. Второй этап общей протяженностью 15,6 км включает в себя одну транспортную развязку на пересечении с Северным обходом и более 1,15 тыс. м искусственных сооружений. Проект финансируется из федерального бюджета. «Сибмост» выиграл тендер на строительство первого этапа Восточного обхода в 2013 году. В момент заключения договора компанией была предоставлена банковская гарантия со сроком действия до 31 декабря 2017 года, рассказал господин Кебак. «Однако, исходя из условий финансирования объекта, срок завершения контракта перенесен на 2020 год. Мы заблаговременно обратились в „Сибмост“ за продлением банковской гарантии на период исполнения контракта. В добровольном порядке они отказались ее предоставить»,— рассказал он. В том случае, если компания не предоставит банковскую гарантию со сроком действия на период до 2020 года, то действующим законодательством предусмотрены возможность расторжения контракта и проведение повторной конкурсной процедуры, прокомментировал Андрей Кебак подачу иска. Президент «Сибмоста» Сергей Титов не стал комментировать, почему компания отказалась предоставить обеспечение госконтракта. Получение банковских гарантий сегодня является одной из самых острых проблем строительной отрасли, отмечает руководитель российской практики «Инфраструктуры и ГЧП» Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина: «Она характерна для всех участников рынка — сегодня банки неохотно дают гарантии под строительные проекты». Учитывая ситуацию вокруг компании, связанную с многочисленными исками, такое крупное обеспечение нелегко представить заказчику, будь то денежные средства или банковская гарантия, согласен партнер практики «Инжиниринг» консалтинговой группы «НЭО Центр» Алексей Ефанов. Советник московского офиса Dentons Илья Скрипников считает, что «Сибмост» будет пытаться удержать госконтракт, оспаривая решения предыдущих судебных инстанций, если они будут приняты не в пользу компании. Все это может длиться около года, полагает он. Не исключено, что на период судебных разбирательств работы по проекту могут быть приостановлены, пессимистичен эксперт. Аналитики считают, что судебная тяжба по обеспечению госконтракта может повлиять на сроки сделки между «Сибмостом» и Сбербанком. В апреле 2017 года ФАС одобрила приобретение Сбербанком 51% голосующих акций «Сибмоста». Как комментировал ранее „Ъ“ первый вице-президент АО «Сибмост» Владислав Кошкин, ожидалось, что сделка состоится еще в марте, затем сроки были сдвинуты на июнь, потом на середину июля: «Сделка по „Сибмосту“ затягивается из-за большого круга необходимых согласований, но рассчитываем, что она состоится в ближайшее время». Планируется, что в акционерный капитал «Сибмоста» войдет компания, учрежденная совместно Сбербанком, АФК «Система» и «еще одним инвестором», рассказал Владислав Кошкин. Раскрывать название компании и третьего соинвестора он не стал. Сбербанк — крупнейший кредитор «Сибмоста» (долг — более 4,6 млрд руб.). По завершении сделки должны последовать переговоры новых акционеров и кредиторов, говорил господин Кошкин. По оценкам Ильи Скрипникова, «Сибмост» будет стараться как можно скорее решить вопрос по судебному разбирательству с «Сибуправтодором». «Вряд ли до разрешения этого спора будут приниматься решения по сделке между мостостроительной компанией и Сбербанком. С другой стороны, Сбербанк может учесть „цену проигрыша“ в стоимости доли „Сибмоста“»,— уверен он. Госконтракты — весомая составляющая портфеля строительных проектов компании, так как государство гарантирует оплату по ним, отметила Ольга Ревзина. В Сбербанке не стали комментировать вопрос по предоставлению гарантий «Сибмосту». Сейчас, по данным «Сибмоста», помимо работ на Восточном обходе Новосибирска, компания строит мостовой переход через реку Марха в Республике Саха, ведет работы по реконструкции аэропорта Кызыл, 10-километрового участка федеральной автотрассы М-52 со строительством нового моста через Чумыш, строительство мостового перехода через Катунь в Республике Алтай, обхода Мариинска. Оксана Павлова