Войти в почту

ЕРП увеличит долю голосующих акций в «Красноярском речном порту» до 100% Енисейское речное пароходство увеличит долю обыкновенных акций в одном из крупнейших речных портов Восточной Сибири — «Красноярском речпорту» с 68% до 100%. Планируемую сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба РФ. По оценкам аналитиков, ее сумма может составить около 600 млн руб. Федеральная антимонопольная служба РФ дала предварительное согласие на приобретение Енисейским речным пароходством (ЕРП, головная компания — ГКМ «Норильский никель») 32% обыкновенных акций (11 408 шт.) ОАО «Красноярский речной порт» (КРП). На момент подачи ходатайства ЕРП владело 68% обыкновенных акций речного порта. В пресс-службе ЕРП и «Норникеля» не стали комментировать сделку до ее завершения. ОАО «Красноярский речной порт» — самое крупное грузоперерабатывающее предприятие Енисейского бассейна. По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас в числе владельцев КРП, кроме ЕРП (51% в уставном капитале), указаны Юрий Юрков (22,27%), Анатолий Гринштейн (6,62%) и Александр Ляшенко (6,28%). В 2016 году выручка предприятия составила 631,4 млн руб. (в 2015 году — 519,1 млн руб.), чистая прибыль — 101 млн руб. ФАС предписало ЕРП и КРП обеспечить недискриминационный доступ к портовым услугам на территории речного порта «Красноярск» и исключить навязывание посреднических услуг, способствующих удорожанию перевалки грузов в речпорту. Ведомство посчитало, что в результате сделки могут «появиться вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты, действующие на смежных товарных рынках». Это может «привести к созданию дополнительных условий для злоупотребления ОАО „КРП“ доминирующим положением на рынке», считает контролирующий орган. По данным ФАС, с 2014 по 2015 годы КРП эксплуатировал 17 причалов в грузовых районах Енисей, Злобино и Песчанка. При этом Красноярским УФАС России установлено, что доля ОАО «КРП» на рынке услуг по погрузке, выгрузке, хранению сухогрузов в Красноярске в 2015 году составляла 81,69%, в Красноярском крае — 14,73%. В то же время совокупная доля ОАО «КРП», ОАО «Лесосибирский порт» (контролирует ЕРП), ПАО «ГМК „Норильский никель“» на рынке услуг по погрузке, выгрузке сухогрузов с использованием инфраструктуры внутренних водных путей Красноярского края в 2015 году составляла 96,58%. «Норникель» является крупнейшим клиентом и ЕРП, и КРП: в прошлом году его доля в заказах ЕРП достигала 70% в натуральном выражении, говорит партнер практики «Промышленность» консалтинговой группы «НЭО центр» Александр Ракша. По его оценке, консолидация у ГМК речных активов может быть связана с необходимостью привлечения в порты существенных инвестиций и отсутствия возможности у миноритарных акционеров софинансировать данные расходы. «В условиях ужесточения регулирования речных перевозок возрастают требования к судам (двойные стенки корпуса, снижение негативного воздействия на окружающую среду, переход на более качественное топливо и т.д.). Все это делает привлечение инвестиций насущной проблемой»,— говорит господин Ракша. Полный контроль над портом важен с точки зрения транспортной безопасности и управления потоками поставок, согласна директор филиала «БКС премьер» в Красноярске Юлия Покаместова. По ее оценкам, для рынка сделка вряд ли приведет к существенным изменениям, так как ЕРП и ранее контролировало речпорт. Эксперт полагает, что стоимость сделки может составлять 400–600 млн руб.: «Учитывая ранее большую долю ЕРП в компании, стоимость может серьезно изменяться в ту или иную сторону, в зависимости от договоренностей между акционерами». Оксана Павлова

Уплыл к «Норникелю»
© Коммерсантъ в Новосибирске