При этом первичный дефицит (без учета процентных расходов) находится на крайне низком уровне (161 млрд руб.), или 25% от обновленного плана Минфина на 2017 г. (1,92 трлн руб.). Стабильность достигается благодаря достаточно плавному росту расходов (7,6 трлн руб., 45,8% от плана), которые составляют ~1,3 трлн руб./мес. За 6М 2017 г. бюджет больше всего потратил на социальную политику, в основном на пенсии (из запланированных 3,6 трлн руб. пенсионерам уже выплачено 1,9 трлн руб.). Еще одна важная статья, исполненная почти на 50%, – оборона (1,4 трлн руб. из плана в 2,8 трлн руб.). На остальные статьи либо запланировано меньше средств, либо они исполнены менее чем на 50%. В свою очередь, рост доходов (7,1 млрд руб., 48,3% от плана) в основном происходит за счет ненефтегазовой компоненты (4,2 трлн руб.), тогда как нефтегазовые доходы стабильны (м./м.) в отсутствие улучшения в динамике рублевой цены нефти. Интересно отметить, что в июне поменялась структура источников финансирования дефицита бюджета. До этого с начала года он покрывался заимствованиями через ОФЗ, но в июне погашения (148 млрд руб.) превысили размещение (137 млрд руб.), чистые заимствования оказались отрицательными, и основным источником финансирования стали средства, полученные от размещения евробондов (3 млрд долл., или 172 млрд руб.). Средства Резервного фонда по-прежнему не используются. Ближе к концу года дефицит начнет расти быстрее, но мы полагаем, что у Минфина есть все возможности для удержания дефицита на запланированном уровне. Во-первых, если правительство решит нарастить расходы сверх обновленного плана, то этот объем вряд ли будет существенным. Во-вторых, позитивный эффект на доходы бюджета оказывает политика по улучшению администрирования: собираемость по налогу на прибыль и НДС возросла. В итоге, мы полагаем, что финальная оценка дефицита не превысит уровень в 2 трлн руб. при сохранении текущих макроэкономических условий.